Тема № 6 (часть 1): « Действия населения при угрозе и совершении террористических актов».
Учебно-воспитательные цели: Ознакомить обучаемых с основными нормативно-правовыми и законодательными актами по защите населения от терроризма. Довести обучаемым рациональные способы поведения населения при угрозе и ликвидации террористических актов. Время: 1 час.
Учебные вопросы:
№ п/п |
Наименование учебных вопросов |
Время (мин.) |
|
Вводная часть |
5 |
1. |
Правовые, нормативные и организационные основы противодействия терроризму. |
35 |
2. |
Организация мероприятий по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. |
25 |
|
Заключительная часть |
5 |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Проблема терроризма в настоящее время обрела особое значение для многих стран, в том числе для России. На рубеже ХIХ-ХХ века наша страна была полем чрезвычайно высокой террористической активности, где данный вид противоправной деятельности обрел признаки профессионализма. В советский период терроризм как массовое явление был подавлен. Поэтому еще совсем недавно у нас он воспринимался как нечто инородное. В наши дни сложившаяся в мире обстановка, заставляет вновь говорить о терроризме, как о реальной угрозе общественного бытия.Основными источниками, порождающими терроризм, являются: этнические и религиозные противоречия; разрыв в экономическом развитии; криминализация общества; стремление маргинальных групп прорваться к рычагам власти; коррумпированность властных структур.Ответом на перечисленные вызовы является создание государственной системы борьбы с терроризмом, которая включает политические, правовые, организационные, воспитательные и специальные меры. Целью настоящего занятия является рассмотрение основ защиты населения от терроризма, а также мероприятий по снижению риска и смягчению последствий террористических и диверсионных актов. Первый учебный вопрос: Правовые, нормативные и организационные основы противодействия терроризму.В настоящее время в РФ действует система законодательного и нормативно-правового регулирования общественных отношений в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного происхождения и последствий вооруженных конфликтов.Данное правовое регулирование основывается на положениях Конституции РФ и исходит из приоритета обеспечения безопасности и защиты жизни, здоровья человека и окружающей среды над иными соображениями и интересами.Основополагающими документами, определяющими правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в РФ стали: Федеральный закон от 06.03.2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму»; Федеральный закон от 27.06 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; Указ Президента РФ от 15.02.2006 г. №116 «О мерах по противодействию терроризму»; Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.1999 г. №1040 «О мерах по противодействию терроризму».
Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" устанавливает: основные принципы противодействия терроризму; правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;2) законность;3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;7) приоритет мер предупреждения терроризма;8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; 9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;11) недопустимость политических уступок террористам;12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Организационные основы противодействия терроризму определяются следующим образом:1. Президент Российской Федерации определяет:1.1.основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;1.2. компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет по борьбе с терроризмом.2. Правительство Российской Федерации:2.1. определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;2.2. организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма;2.3. организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.3. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.4. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.Сообщение граждан правоохранительным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизации ее последствий, является гражданским долгом каждого.
Постановление Правительства РФ №1040 от 15.09.99 г. «О мерах по противодействию терроризму» Принято в целях реализации неотложных мер по усилению общественной безопасности, защите населения от терроризма, обеспечению надежной охраны объектов особой важности, расположенных в крупных городах и других населенных пунктах Российской Федерацией.Правительство Российской Федерации постановило:1. Федеральным органам исполнительной власти разработать и утвердить в 3-х дневный срок планы мероприятий по обеспечению устойчивой деятельности объектов промышленности, транспорта, связи, ядерного, топливно-энергетического и продовольственного комплекса.2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления крупных городов и других населенных пунктов:- создать при указанных органах временные оперативные штабы по решению задач в сфере защиты населения, объектов особой важности и объектов, связанных с жизнеобеспечением населения, от проявлений терроризма;- разработать и осуществлять комплекс неотложных мер по усилению безопасности жилых микрорайонов, мест массового пребывания людей, учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта. Предусмотреть выделение необходимых финансовых средств на эти цели, в том числе на техническое укрепление чердаков и подвалов, установку кодовых замков и домофонов в подъездах, размещение в многолюдных местах средств экстренной связи граждан с милицией и установок телеобзора;- развернуть среди населения разъяснительную работу, направленную на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, укрепление взаимодействия с правоохранительными органами;- усилить контроль за соблюдением правил регистрационного учета граждан по месту их пребывания и по месту жительства и за использованием помещений жилых домов в производственных, коммерческих и иных целях;- предусмотреть выделение ассигнований на увеличение количества служебно-розыскных собак в органах внутренних дел, технических средств для обнаружения и обезвреживания взрывных устройств и взрывчатых веществ;- более активно привлекать население, частные охранные предприятия, службы безопасности организаций и общественные организации к оказанию содействия правоохранительным органам в проведении профилактической работы по месту жительства граждан, в том числе в охране жилых домов и подъездов, обеспечении общественного порядка в жилых микрорайонах.Складывающаяся в наши дни криминогенная ситуация заставляет вновь говорить о терроризме как важнейшей составляющей общественного бытия.Для России в настоящее время он стал своего рода знаковым явлением.По своей сути терроризм является сложным социально-политическим явлением, который аккумулирует в себе имеющиеся социальные, экономические, политические противоречия, достигшие в России уровня конфликта.Систематические насильственные акции с использованием огнестрельного оружия, различного рода взрывных устройств, захваты заложников, похищение людей, а также попытки ядерного шантажа позволяют рассматривать терроризм как широкомасштабное явление, представляющие угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства.В законе даются определения терроризму и террористическому акту:
Террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;
В военное время террористические действия отражают характер диверсионного акта.
Диверсионный акт – действия специально подготовленных подразделений (групп) или отдельных лиц в тылу противника по разрушению коммуникаций, узлов и линий связи, выводу из строя военных, промышленных и других объектов, нарушению управления войсками, уничтожению живой силы и военной техники, воздействию на морально-психологическое состояние войск и население противника.
В современных условиях терроризм в любых его формах приобретает и политическое звучание, так как он:
- подрывает систему государственной власти;
- криминализирует общество;
- оказывает негативное морально-психологическое воздействие на население.
Современный терроризм отличается разнообразием террористических приемов и методов.
На характер и тактику современного терроризма огромное влияние оказывает и научно-технический прогресс. Трагедия Чернобыля со всей очевидностью продемонстрировала уязвимость нынешней техноструктуры.
Характерной особенностью и, вместе с тем, бесчеловечной сущностью терроризма является то, что для достижения своих целей используется страх, ужас, а зачастую и гибель совершенно других, большей частью – непричастных людей или материальных ценностей.
В ХХ веке понятие терроризм сошлось с понятием катастрофы. Возможности терроризма с применением оружия массового поражения, а также диверсий на крупных промышленных опасных объектах породила угрозу катастроф большого масштаба.
Определяющей характеристикой терроризма является принуждение кого-либо путем запугивания, устранения неугодных лиц, принесение в жертву непричастных людей или нанесения материального ущерба в целях нарушения общественной безопасности, устрашение населения или воздействия на органы власти.
В Российской Федерации борьба с терроризмом в соответствии с законом «О противодействии терроризму» осуществляется Федеральной Службой Безопасности (ФСБ), Министерством Внутренних Дел (МВД), Министерством Обороны (МО), Министерством по Чрезвычайным Ситуациям (МЧС), Службой Внешней Разведки (СВР), Федеральной Службой Охраны (ФСО), Федеральной Пограничной Службой (ФПС), а также другими органами исполнительной власти.
Общее руководство борьбой с терроризмом осуществляет Правительство Российской Федерации.
В зависимости от своей компетенции вышеуказанные федеральные органы исполнительной власти осуществляют борьбу с терроризмом, главным образом, по следующим направлениям:
- ФСБ – борьба с террористическими преступлениями политического характера;
- МВД – борьба с террористическими преступлениями корыстного характера;
- СВР – обеспечение безопасности учреждений России, находящихся за рубежом;
- ФСО – обеспечение безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов;
- МЧС – организация ликвидации последствий террористических актов;
- МО – защита вооружения и военных объектов;
- ФПС – охрана Государственной границы.
Другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица, а также все граждане должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.
При этом необходимо помнить что, «Сообщение о ставшим известным им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизации ее последствий является гражданским долгом каждого» (ст. 9 ФЗ «О борьбе с терроризмом»). Своевременное оповещение органов противодействия терроризму сводит его последствия до минимального значения.
Таким образом, современный терроризм, основанный на применении новых технологий, способен вызвать общий кризис всего мирового сообщества и, прежде всего, стран с развитой инфраструктурой.
Поэтому возникает настоятельная необходимость рассмотрения мероприятий по снижению риска и смягчению последствий террористических актов.
В современных условиях терроризм в любых его формах приобретает и политическое звучание, так как он:
- подрывает систему государственной власти;
- криминализирует общество;
- оказывает негативное морально-психологическое воздействие на население.
Современный терроризм отличается разнообразием террористических приемов и методов.
На характер и тактику современного терроризма огромное влияние оказывает и научно-технический прогресс. Трагедия Чернобыля со всей очевидностью продемонстрировала уязвимость нынешней техноструктуры.
Характерной особенностью и, вместе с тем, бесчеловечной сущностью терроризма является то, что для достижения своих целей используется страх, ужас, а зачастую и гибель совершенно других, большей частью – непричастных людей или материальных ценностей.
В ХХ веке понятие терроризм сошлось с понятием катастрофы. Возможности терроризма с применением оружия массового поражения, а также диверсий на крупных промышленных опасных объектах породила угрозу катастроф большого масштаба.
Определяющей характеристикой терроризма является принуждение кого-либо путем запугивания, устранения неугодных лиц, принесение в жертву непричастных людей или нанесения материального ущерба в целях нарушения общественной безопасности, устрашение населения или воздействия на органы власти.
В Российской Федерации борьба с терроризмом в соответствии с законом «О противодействии терроризму» осуществляется Федеральной Службой Безопасности (ФСБ), Министерством Внутренних Дел (МВД), Министерством Обороны (МО), Министерством по Чрезвычайным Ситуациям (МЧС), Службой Внешней Разведки (СВР), Федеральной Службой Охраны (ФСО), Федеральной Пограничной Службой (ФПС), а также другими органами исполнительной власти.
Общее руководство борьбой с терроризмом осуществляет Правительство Российской Федерации.
В зависимости от своей компетенции вышеуказанные федеральные органы исполнительной власти осуществляют борьбу с терроризмом, главным образом, по следующим направлениям:
- ФСБ – борьба с террористическими преступлениями политического характера;
- МВД – борьба с террористическими преступлениями корыстного характера;
- СВР – обеспечение безопасности учреждений России, находящихся за рубежом;
- ФСО – обеспечение безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов;
- МЧС – организация ликвидации последствий террористических актов;
- МО – защита вооружения и военных объектов;
- ФПС – охрана Государственной границы.
Другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица, а также все граждане должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.
При этом необходимо помнить что, «Сообщение о ставшим известным им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизации ее последствий является гражданским долгом каждого» (ст. 9 ФЗ «О борьбе с терроризмом»). Своевременное оповещение органов противодействия терроризму сводит его последствия до минимального значения.
Таким образом, современный терроризм, основанный на применении новых технологий, способен вызвать общий кризис всего мирового сообщества и, прежде всего, стран с развитой инфраструктурой.
Поэтому возникает настоятельная необходимость рассмотрения мероприятий по снижению риска и смягчению последствий террористических актов.
Второй учебный вопрос: Организация мероприятий по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Для снижения рисков и смягчение последствий террористических и диверсионных актов осуществляется комплекс взаимоувязанных и с координированных во времени мероприятий в планирующих документах.
Наиболее полное участие должностных лиц ГО и РСЧС в мероприятиях по предупреждению и смягчению последствий террористических и диверсионных актов отражается в Плане мероприятий по противодействию терроризму, разрабатываемых на всех уровнях РСЧС.
План мероприятий по противодействию терроризму разрабатывается во исполнение требований Федерального Закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму», Постановления Правительства РФ №1040 от 15.09.99 г. и других нормативно-правовых и законодательных актов, а также решений органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций.
Основу плана составляют мероприятия по предупреждению, при возникновении угрозы и совершении террористических актов, а также при ликвидации их последствий.
План состоит из текстовой части и приложений.
Текстовая часть включает:
- Задачи борьбы с терроризмом.
- Краткая характеристика объекта и оценка обстановки на объекте и близлежащей территории. Характерные признаки проведения террористической разведки с целью установки взрывных устройств, складирование ВВ вблизи или внутри объекта.
- Перечень предупредительных мероприятий для должностных лиц и персонала объекта и их ориентировочный объем по предупреждению и снижению последствий террористических актов.
- Выводы из оценки обстановки на объекте по предупреждению и снижению последствий террористических актов.
- Меры предупредительного характера на объекте при получении информации об угрозе взрыва или обнаружении взрывного устройства.
- Телефоны для информирования органов власти и служб экстренного реагирования об угрозе террористических актов.
- Управление силами и средствами, порядок и сроки приведения их в готовность.
Приложения к плану выполняются в произвольной, но краткой и понятной форме. Их количество может быть различным. Все зависит от особенностей конкретного объекта, условий возникновения и развития событий, связанных с проявлением террористических актов.
Примерный перечень приложений:
- Календарный план основных мероприятий.
- Решение руководителя объекта по ликвидации последствий террористического акта.
- Расчет сил и средств.
- Организация управления, оповещения и связи.
Текстовая часть и приложения разрабатываются по каждому возможному для объекта виду террористического акта.
Рациональность действий должностных лиц и населения при угрозе теракта
Домоуправ при возникновении угрозы террористического акта проводит следующие мероприятия:
- немедленно информирует об опасности старшего начальника, представителя ФСБ, отделения милиции, помощника директора по безопасности;
- информирует об опасности подчиненный персонал;
- организует дополнительную охрану здания;
- срочно проверяет готовность средств оповещения;
- уточняется план эвакуации населения, при необходимости проводится эвакуация;
- проверяет места парковки автомобилей (нет ли чужих, бесхозных, подозрительных, организует их удаление);
- организует удаление контейнеров для мусора от зданий и сооружений.
Мероприятия, проводимые населением дома:
- укрепляют и опечатывают входы в подвалы и на чердаки, устанавливают решетки, металлические двери, замки, регулярно проверяют их сохранность;
- устанавливают домофоны;
- организуют дежурство граждан (жильцов) по месту жительства;
- создают добровольные дружины из персонала (жильцов) для обхода жилого массива и проверки сохранности печатей и замков;
- обращают внимание на появление незнакомых автомобилей и посторонних лиц;
- интересуются разгрузкой мешков, ящиков, коробок, переносимых в подвал или на первые этажи;
- не открывают двери неизвестным людям;
- освобождают лестничные клетки, коридоры, служебные помещения от загромождающих их предметов.
Желательно:
- иметь в доме (квартире) хорошую сторожевую собаку;
- оборудовать окна решетками (особенно на нижних этажах). Не оставлять их открытыми. Завешивать плотной тканью (жалюзи);
- установить металлические двери с глазком или врезать глазок в имеющуюся дверь.
- будьте внимательны к тому, что происходит вокруг дома. Бдительность должна быть постоянной и активной.
- при обнаружении подозрительных предметов немедленно сообщите в дежурные службы территориальных органов внутренних дел, ФСБ, управление по делам ГО и ЧС.
Угроза совершения террористического акта поступила по телефону.
Ваши действия:
- во-первых, не оставляйте без внимания ни одного подобного сообщения. Обеспечьте своевременную передачу информации в правоохранительные органы.
- во-вторых, надо постараться дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге. По ходу разговора надо попытаться отметить пол, возраст звонившего и особенности его речи: голос, темп речи, произношение, акцент, манера речи.
Обратите внимание на звуковой фон. Это может быть шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле-, радиоаппаратуры, голоса и т.д.
Желательно отметить характер звонка - городской или междугородный, зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность.
В ходе разговора надо постараться получить ответы на следующие вопросы:
1. Куда, кому, по какому телефону звонит этот человек и какие требования он выдвигает.
2. Звонивший выдвигает личные требования, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу.
3. На каких условиях звонивший согласен отказаться от задуманного.
4. Как и когда с ним можно связаться.
5. Кому можно и следует сообщить о звонке.
Если возможно, еще в процессе разговора сообщите о нем в правоохранительные органы, руководству объекта, родителям, если нет - по его окончанию.
Постарайтесь добиться от звонившего максимально возможного промежутка времени для принятия решения или совершения каких-либо действий.
При наличии автоматического определителя номера запишите определившийся номер, что позволит избежать его случайной утраты.
При использовании звукозаписывающей аппаратуры сразу же извлеките кассету с записью разговора и примите меры к ее сохранности. Установите на ее место другую кассету.
Предупреждение! Не распространяйтесь о факте разговора и его содержания. Максимально ограничьте число людей, владеющих информацией.
Угроза террористического акта поступила в письменном виде по почте или в виде анонимных материалов (записок, надписей, информации записанной на дискете).
Ваши действия:
- сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку, ничего не выбрасывайте;
- анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них нельзя делать надписи, подчеркивать или обводить отдельные места в тексте;
- передайте полученные анонимные материалы с угрозой теракта в правоохранительные органы. Сообщите им дополнительные сведения об обстоятельствах, связанных с их распространением, обнаружением или получением.
Помните! С такими документами следует обращаться максимально осторожно. Вас должно насторожить настойчивое желание вручить письмо лично в руки адресата и надписи типа «Вскрыть только лично».
В последнее время значительно возросло количество случаев похищения людей, захват заложников.
Рациональность действий должностных лиц и населения при ликвидации теракта
Вас захватили неизвестные.
Ваши действия:
- очень важно определить, что от вас хотят - убить или похитить. В первом случае терять нечего и надо сопротивляться до конца;
- если ясно, что вас просто крадут и злоумышленников немного, то необходимо попытаться привлечь к себе внимание - громко кричать, размахивать руками, ногами, брыкаться, вырываться. Если уже вас схватили, то лучше расслабиться и повиснуть у них на руках: так труднее вас тащить. Как только станет ясно, что все равно не уйти, имеет смысл успокоиться и не ждать пока вас «обезвредят»;
- не следует предпринимать каких-либо действий, способных вызвать у террористов раздражение, оказывать сопротивление и реагировать на действия террористов в отношении других заложников. Что бы ни происходило, следует соблюдать спокойствие. Не рекомендуется вступать с террористами в дискуссии на морально-этические темы;
- не следует пытаться каким-либо образом дать о себе знать на волю. В случае провала террористы расценят это как оказание сопротивления, и в самом благоприятном случае это приведет лишь к ухудшению условий содержания. Имеет смысл демонстрировать террористам полную лояльность, соблюдать режим содержания - это в свою очередь, может привести к смягчению режима. Находясь в заложниках, следует помнить, что заключение может продолжаться довольно долго. Основная задача - сохранить жизнь и здоровье.
- не нужно скупиться на обещания, чтобы потянуть время. С другой стороны, если вас захватили ради выкупа, то террористы неплохо осведомлены о ваших делах, и нереальных обязательств давать не следует. В пути следует пытаться определить, куда вас везут, даже если будут завязаны глаза. Следует запомнить все детали - шум трамвая, поезда, эхо тоннеля, журчание воды. По прибытии на место следует попытаться понять, где это: в центре или за городом? Многоэтажный дом или коттедж? Если будет возможность необходимо обратить внимание на то, какого цвета дом, сколько этажей, подъездов, не торчат ли трубы ТЭЦ, нет ли еще каких специфических примет.
По прибытии на место возможны избиения. Это мало кому удается избежать. В этом случае сопротивляться не надо. Рекомендуется убедительно соврать про неизлечимые болезни (почек, печени, сердца, повышенное давление и прочие). Если вы нужны террористам живым, то они будут меньше усердствовать. В любом случае во время избиения нужно прикрывать лицо и другие чувствительные места. Как это ни трудно, нужно терпеть и держать себя в руках.
Эксперты советуют, что в такой ситуации не следует:
- просить немедленной пощады, торопить события и сулить скорый и богатый выкуп - это будет ошибкой;
- инициатива насчет выкупа должна исходить от террористов, иначе потом будет труднее диктовать ваши условия.
Когда они сами предложат переговоры, с вашей стороны опять потребуется спокойствие. Не следует раздражать их нервными и гордыми ответами. Не надо сильно врать и прикидываться нищим. Не стоит самому предлагать определенную сумму выкупа. Полезно попытаться предложить бандитам компромисс - не деньги, а схему легального заработка, либо отмывания денег. Это может облегчить жизнь и потянуть время. Во время заключения следует беречь силы, не терзать себя мыслями о том, удается ли на воле вашим спасателям собрать выкуп. Лучше в этот период заняться сбором информации, проводя с похитителями разные беседы. Полезно узнать о них как можно больше: кто такие, откуда, какие у них привычки, приметы. Все это потом может пригодиться специалистам.
Не стоит решаться на побег необдуманно. Вначале следует изучить слабые стороны охраны.
Особый случай - похищение детей.
Детей часто подзывают на улице к автомобилю, предлагая покататься. Следует их хорошо проинструктировать, что как бы им не хотелось покататься, к посторонним садиться в машину не следует.
При похищении детей и у родителей, и у бандитов особо напряжены нервы. Последние понимают, что за похищение ребенка спросят строже, чем за взрослого: и суд, и родители. А это значит, что в любой момент может начаться паника, и бандиты, заметая следы, ни перед чем не остановятся.
Обращаться в этом случае нужно только в полицию: здесь потребуется тщательность, серьезная подготовка и много оперативников. В простом частном сыскном агентстве этого всего может не хватить. Не стоит обращаться к «хорошим бандитам». Неизвестно о чем они договорятся. В полицию следует звонить не из дома и не из автомата, а от соседей. Нельзя проявлять никакой жестокости в переговорах с бандитами, и утверждать, что нет никаких сомнений, что деньги будут собраны. Необходимо тянуть время, но деликатно.
Все беседы лучше записывать на магнитофон. Каждый раз на встрече с бандитами нужно требовать, чтобы дали поговорить с ребенком. Все время необходимо не терять самообладание.
Помните, что похитителей чаще ловят, а заложников - освобождают целыми и невредимыми!
Дверь вашей квартиры взламывают или открывают ключом.
Ваши действия:
- немедленно сообщите в полицию и постарайтесь забаррикадировать дверь; привлеките внимание соседей всеми доступными средствами: поднимайте шум, крики, стучите в стены, в пол, по батареям отопления, трубам газа и водоснабжения, выбейте окно, зовите на помощь;
- при проникновении в квартиру постороннего не начинайте выяснять, кто он и почему вошел, а обороняйтесь, используя для этого имеющиеся в вашем распоряжении подручные средства: палку, дубинку, тяжелые предметы. Постарайтесь не превышать при этом степень необходимой обороны.
- большой эффект в первый момент может дать быстро выключенный свет, так как вы знаете расположение своей квартиры и сможете ориентироваться в темноте, а преступник - нет;
- во всех случаях любым способом продолжайте привлекать внимание соседей.
Внезапно в вашу квартиру вошли незнакомые подозрительные люди.
Ваши действия:
- поднимите шум любым способом;
- постарайтесь покинуть квартиру и с помощью соседей позвонить в полицию;
- если это не удается, выйдете на балкон или лоджию, закройте за собой дверь и зовите соседей;
- при агрессии со стороны вошедших сопротивляйтесь, как можете, и продолжайте привлекать внимание.
На вас напали в лифте.
Ваши действия:
- зовите на помощь, стучите по стенам кабины;
- оказывайте сопротивление;
- постарайтесь нажать кнопку вызова диспетчера и дать ему знать о происходящем. Диспетчер вызовет полицию и организует помощь.
- после нападения обязательно сообщите о случившемся в полицию.
- 25.10.2022 12:54
- Обучение неработающего населения по ГО и ЧС
- 1405 Прочтений
Назад